Что такое коучинг?

В моей практике встречается два вида клиентов: те, кто знают, что такое коучинг и вторые, с опаской поглядывающие на новое слово.
Эта статья для тех, кто не в полной мере понимает, что это за «зверь» — КОУЧИНГ.

«Coach» в переводе с английского: тренер, наставник, инструктор.
Слово это заимствовано и не нашло себе адекватного аналога в русском языке. С этим, как мне кажется, связана первая путаница – тренер спортивной команды? Тренер по теннису? Наставник на рабочем месте? Инструктор по вождению?
Каждый из нас говоря слово «коуч» представляет что-то немного своё. Как в 80-90 годы слово «менеджер» имело множество смыслов и осталось отголосками и в наши дни. Менеджером называют любого сотрудника организации: продавца, логиста, даже уборщика («менеджер по клинингу»), тогда как единственно возможное правильное значение этого слова – руководитель.
Итак, давайте договоримся, что в контексте личностного консультирования,
коучинг – это процесс помощи клиенту в рамках его профессиональной деятельности.
коуч – это специалист, имеющий специальное образование в области «коучинга», владеющий набором знаний в области устройства организации и психологии. Способный с помощью разнообразного психологического инструментария способствовать повышению качества жизни в рамках профессиональной деятельности клиента.

Давайте теперь разберёмся с ключевыми моментами этого определения.
Исторически коучинг вырастал из двух «начал» — спортивного и психологического.
Спортивное «начало» обеспечивало коучингу структуру, последовательность, наличие неких правил и инструментов – всё нужно делать по некому «сценарию», алгоритму. Спортивный коучинг очень полюбился людям со структурированным складом ума: инженерам, математикам и тому подобное. Эти люди, не имея психологического образования начали наполнять коучинг советами, рекомендациями и правилами. Очень часто мы с вами можем встретить списки типа «5 правил успешного руководителя», «3 базовых принципа поиска работы».
С одной стороны, это очень даже удобно для клиента – не нужно ломать голову, изобретать велосипед. Взял, сделал, получил результат. Однако, как показывает жизнь, не всё так просто. Эти рекомендации не учитывают сложность профессиональной ситуации конкретного человека во-первых, и особенности его личностной организации, во-вторых.
Второе «начало» коучинга – психологическое консультирование.
Часть квалифицированных психологов, психотерапевтов решили – а почему бы помогать своим клиентам не только с личностыми проблемами, сложностями в семье и так далее, но и в профессиональной сфере? Инструменты похожие, человек – он, простите, и в Африке, человек…
Однако, они столкнулись (и сейчас часто сталкиваются) со сложностью: психологи довольно часто не представляют себе законов функционирования бизнеса, внутрикорпоративной «кухни», они не знают, чему учат там людей на разнообразных тренингах и семинарах, понятия «приоритеты по Эйзенхауэру», «линейное планирование», «функции управления» для них пустые слова. И если клиент придёт подумать вместе с таким коучем над вопросом развития своих компетенций в рамках корпоративных требований, то не каждый психолог сможет вовремя сориентироваться, что такое компетенции, как они «живут» внутри организации, какой набор навыков должен быть у сотрудника, чтобы эти компетенции считались «развитыми».
Резюмируя вышесказанное, можно сказать следующее:
коуч – это уникальный специалист.
Это не человек, выдающий вам кучу советов за час работы и поучающий вас, как правильно жить.
Коуч, это не психолог, разбирающий детские истории вашей жизни и как они влияют на ваши отношения с руководителем сейчас.
• Это человек, умеющий идти по тонкой грани между глубоко личностной психотерапией и выдачей советов от именитого «гуру»
• Это человек, глубоко знающий устройство организации, знающий законы и правила, свободно владеющий теориями развития и существования организации, имеющий представление о базовых принципах корпоративного обучения и спектре формируемых навыков
• Это человек, который в обязательном порядке имеет психологические знания и набор специализированного психологического инструментария, позволяющего не подменять волю и ответственность клиента своей.

Представим себе, что вы потенциальный клиент. Как выбрать «хорошего» коуча?
Первое, на что вам стоит обратить внимание – что предлагает вам этот человек. В интернете, рекламе, на личной встрече. Опасайтесь «решения проблем за 5 минут» (я, конечно, утрирую, но смысл такой), «лайф-коучинга», «быстрого результата».
Всё возможности, которые существуют, находятся внутри вас. И это длительная и не всегда приятная работа по исследованию самого себя, настройке на реализацию нужного результата. Никакой, самый дорогой и распиаренный коуч ничего не сделает за вас.
Если бы я выбирал коуча, то я бы опирался на разумность предложений, отсутствие сказочных обещаний.
Второй важный момент – профессионализм этого человека. Какими документами или дипломами он может подтвердить свою квалификацию?
Многие «лайф-коучи» — это откровенные шарлатаны, не имеющие образования и предлагающие вам за приличные деньги сомнительные советы «из собственного опыта» или набор рекомендаций, вычитанных из книги «Как стать счастливым и выйти замуж (жениться)». Статистика показывает, что многие лайф-коучи не так уж и счастливы с своей собственной жизни, как будто бы им самим не подходят их «волшебные» советы.
Третье, что я бы уточнял у своего потенциального коуча – каков его опыт работы внутри организации. Моя мнение таково, что человек, никогда не работавший в крупной и хорошо организованной структуре не может быть достаточно хорошим коучем. Он не «пропитался» духом, сложностями, противоречиями этой компании. Он будет слушать вас, но не понимать до конца. Это для него всё книжные истории или знания.
Четвёртое, что важно при выборе специалиста – есть ли у него постоянная супервизия. Супервизия – это вид работы коуча над собой, когда он приходит к более грамотному наставнику и разбирает с ним какие-то случаи из своей практики, чтобы увидеть ошибки, белые пятна. К сожалению, многие коучи не работают над собой подобным образом. Чтение книг – это замечательно, но если коуч склонен больше давать советы, чем предлагать своему клиенту задумываться над тем, что можно сделать, то он приучает этого клиента к беспомощности. «Подсаживает» его на иглу своих рекомендаций. Но и берёт ответственность за его жизнь на себя. И вполне реалистичен момент, когда клиент придёт и скажет: «твой совет не сработал, ты плохой коуч». И тогда коучу придётся расписаться в том, что он сам воспитал так своего клиента, что тот отказывается думать самостоятельно.
Пятое, что звучит немного наивно, но, на мой взгляд, имеет значение, личная симпатия к этому человеку. Насколько вам приятна его фотография, текст, который он написал, общение по телефону или скайпу. Вы же предполагаете довериться, рассказать что-то сокровенное о себе, заплатить существенную сумму денег. Если нет базового предварительного доверия, то процесс коучинга может пойти с трудом, не давая всей полноты результативности.

Ну и последний вопрос – а кому рекомендован коучинг?
Как мы с вами уже убедились, коучинг – это вид помощи в профессиональной ситуации.
То есть, идти к коучу имеет смысл, когда есть что-то что вас тревожит, смущает, волнует в вашей профессии, должности.
Вот примерный набор тем, с которыми работают коучи:

  • Карьерный рост
  • Конфликты с руководителем, подчинёнными, коллегами
  • Прохождение ассесмент-центров, повышение уровня компетенций
  • Вы – начинающий руководитель и вам необходимо завоевать авторитет, сформировать работоспособную команду
  • Вы столкнулись с неопределёнными сложностями, которые вас беспокоят, но вы пока не понимаете, с чем они связаны
  • Вы устаёте на работе, она вам надоела, но менять её вы пока не готовы.
  • Вы задумались о смене профиля или профессии – куда идти дальше?
  • Как написать резюме и пройти интервью
  • Как заработать денег больше, чем у вас есть сейчас и т.п.

Коучинг – это интересно, волнующе, полезно и очень продвигает вперёд.
Коучинг – это труд, усилия над собой, рост и трата времени и денег.

Если вам кажется, что вы готовы – запишитесь к профессиональному коучу. Удачи вам!