Как правильно просить прибавку к зарплате

Автор: Юрий Бастриков, эксперт Русской Школы Управления по вопросам эффективности структуры предприятия, управления персоналом, оценки и формирования кадрового резерва Думаю, что не раз каждый из нас задумывался над прибавкой к зарплате. Давно работаю, хорошие отклики клиентов или руководства, повышаю квалификацию, обладаю уникальными знаниями.
Это желание совершенно разумно и периодически стоит задумываться над тем, насколько мой вклад в компанию соответствует моему вкладу.
Перед тем, как пойти к руководителю, стоит учесть несколько существенных параметров.
Первый параметр – это стоимость данной позиции на рынке.
Сотруднику, который требует прибавки к зарплате, можно предложить зайти на любой сайт с вакансиями компаний и посмотреть: сколько стоит сотрудник, выполняющий похожий объем работы, с такой же квалификацией и на такой же должности.
Второе, что нужно учитывать, — это количество предложений от компаний на рынке.
Бывает, что зарплаты уникальных специалистов завышены, но работодатели понимают, что больше таких мастеров они нигде не найдут. То есть специфика общения с клиентами, особенности производства, продажи определённого товара требует больших усилий и времени. И, соответственно, доходы компании будут зависеть от работы такого специалиста.
Третий параметр – это количество конкурентов, то есть размещённых резюме ваших коллег со схожей квалификацией.
Бывает так, что вакансий на сайте множество, но не меньше и предложений от кандидатов. Солидные рекрутинговые агентства регулярно публикуют такие данные в открытом доступе.
После того, как соискатель провёл подобный мониторинг, можно подумать, как просить прибавки к зарплате у своего нынешнего руководителя.
Как правильно просить зарплату

Как правильно просить зарплату

Если говорить об основных ошибках в таком разговоре, их можно разделить на две группы.
В первую группу входит «молчание».
Сотрудник испытывает недовольство зарплатой, чувствует, что она неадекватна его усилиям и несправедливо занижена. Но он ничего не делает, чтобы дать понять об этом своему руководителю.
Какие чувства может вызывать такая ситуация у работника? Он может сидеть на своём месте и тихонько «обижаться». Может начать злиться на своих начальников – за свою загруженность и отсутствие достойной компенсации за это. Или, если сотрудник работает несколько лет подряд в компании, он может считать, что прибавка к зарплате должна естественно вытекать из его стажа работы на одном месте.
И часто такое молчание приводит к обидам, внутреннему «взрыву», поиску более выгодных вакансий. После этого может последовать спонтанное, необдуманное решение о смене работы. Исходя из моего опыта, могу сказать, что для руководителя подобный шаг часто является громом среди ясного неба. При этом у работодателя не возникает мысли, что причиной увольнения может быть недостаточная заработная плата. Скорее, начальник подумает, что работник нашёл лучшую работу, ближе к дому и т.д.
Вторая категория ошибок в подобных разговорах – это «наезд» на начальника. Когда подчинённый приходит к руководителю и говорит: «Я хочу больше. Я знаю – эта вакансия стоит на рынке такую-то сумму. И, если вы не добавите мне денег, я уйду. Меня с радостью возьмут в одну – вторую – третью фирму, я прекрасный специалист».
Это – неконструктивное решение, даже если начальник понимает важность для компании сотрудника. Вариантов развития событий здесь может быть несколько, и все они неприятны для работника.
Во-первых, начальник может «с ходу» уволить такого сотрудника, даже если он понимает, что это будет потерей для компании.
Во-вторых, даже если он согласится поднять зарплату (после приведения обоснованных аргументов), он будет раздражён и недоволен именно этим работником. И при любой возможности он его заменит или начнёт поиски нового специалиста. В такой ситуации неожиданностью может стать увольнение именно для того, кто инициировал этот процесс.Как же лучше подготовиться к разговору с руководителем на такую щекотливую тему?Есть несколько простых рекомендаций:

  1. Проведите анализ рынка труда, о котором было сказано выше.
  2. Оценить объем работы, который вы сейчас выполняете. Если он изменился с момента последнего изменения зарплаты (или момента трудоустройства), то приведите конкретные аргументы – в цифрах, объёмах, процессах и процедурах. Будьте готовы к оперированию фактами, а не эмоциями.Например, при устройстве вы занимались оценкой договоров при сдаче помещений в аренду. И вдруг компания начинает заниматься ещё и лизингом автотранспорта. Это другая работа, здесь нужно применять другие навыки. И в этом случае обращение к директору фирмы по поводу повышения оклада будет вполне обоснованно.
  3. Сформулируйте справедливое (на ваш взгляд) изменение вашей зарплаты – почему вам кажется, что сейчас вы имеете право на 10%-20% увеличение оклада?
  4. Будьте готовы к взаимным уступкам и разговору о вариантах. Не стойте жёстко на своей позиции. Если в чем-то руководитель идёт на встречу, сделайте ему встречную уступку. Не всегда это будет касаться денег – предложите взять на себя дополнительную обязанность (которую вы и так часто выполняете, но бесплатно), обещайте задерживаться на работе в случае необходимости (оговорите время и частоту таких задержек). Помните о том, что существуют нематериальные аспекты, которые для вас могут оказаться существенными. Если руководитель не хочет увеличивать на 15%, а только на 10%, то спросите, возможно ли будет в таком случае брать 1 день в месяц просто так, не как отпуск. Или воспользоваться льготными ценами компании на какую-либо продукцию, купить более дорогой полис ДМС и тому подобное.
  5. В начале разговора обязательно подчеркните – вы лояльны компании, переживаете за её состояние, болеете за результаты и отношения с клиентами. Вы – ценный актив и готовы и дальше свои усилия направлять на благо организации. И ваша просьба – это забота о том, чтобы ваша инициатива и энергия адекватно компенсировались в материальном отношении.

Идя на встречу с руководителем будьте во всеоружии, но не доставайте топоры и вилы. Настройтесь на то, что вы ценный сотрудник и важны для компании. Цените свою компанию и усилия, которые она в своё время приложила, чтобы остаться на плаву и зарабатывать деньги.
Только взаимное уважение во время такого разговора сделает его эффективным!