Ярость руководителя

Возможно, заголовок покажется вам несколько эпатажным.
Что за ярость? Да раз в жизни, наверное, позволил себе. И то не факт. Просто разозлился.

Согласно теории эмоций К. Изарда, Ярость – это крайняя, самая сильная, степень проявления раздражения. Конечная точка, взрыв, сносящий всё на своём пути. Ярость – мощный аффект, который «затопляет» сознание человека. В такие моменты он не контролирует свои действия и совершает поступки о которых потом очень сожалеет.

Все люди в отношении эмоциональных проявлений устроены примерно одинаково. Все мы имеем несколько базовых эмоций, которые сопровождают нас в течение жизни. Это Радость, Удивление, Печаль, Гнев, Отвращение, Презрение, Горе-страдание, Стыд, Интерес-волнение, Вина, Смущение.
Все остальные эмоциональные состояния, по версии Изарда, являются производными или составными, т.е. возникают на основе нескольких фундаментальных.
Каждая базовая эмоция имеет некий диапазон: от лёгкого, едва уловимого до мощного, сметающего и всепоглощающего. От лёгкого раздражения до Ярости, от небольшой радости до Экстаза, от светлой печали до Муки.
Существует точка зрения, что диапазон и богатство переживаний человека, умение быть в разных состояниях обеспечивают полноту жизни, возможность «дышать полной грудью», воспринимать полутона человеческого общения, быть чувствительным к самому себе и другим людям.
Это не означает, что необходимо постоянно находиться в крайних положениях маятника чувств: из Экстаза в Ярость и обратно. Это огромная нагрузка на наши органы и системы, в первую очередь, эндокринную.
С другой стороны, отказывая себе в сильных чувствах, человек как будто живёт «вполсилы». Как любят говорить психологи – на черновик. Думая, что впереди меня ждёт некая «настоящая жизнь», которую я проживу красиво, правильно, глубоко и ярко.

Часто мои клиенты на коучинге просят научить их сдерживать свои чувства, быть менее эмоциональными, предполагая, что прорывающееся сквозь маску формальности и показного добродушия раздражение будет пагубно влиять на окружающих и результаты работы. Другие клиенты (а, иногда, и те же) просят научить их быть более жёсткими и требовательными со своими подчинёнными. Когда же я проясняю, что они под этим понимают, оказывается, что это умение быть агрессивным, манипулирующим, доминирующим.
Кажущееся противоречие этих двух требований объясняется неумением обходится с той бурей чувств, которая сопровождает жизнь любого человека. Нельзя «выключить» свои чувства без ущерба для организма. Нельзя усилить одну часть, а вторую сдерживать или оставить без изменений. И тогда меня начинает бросать из стороны в сторону – то ли не выражать свою злость, что «они» (подчинённые) ничего не делают, то ли начать на них орать (но обязательно правильно – так как разрешил рекомендованный и обученный коуч).

Простите, но для яркости приведу физиологичный пример: представьте, что вы в какой-то момент решили в два раза реже ходить в туалет мочиться? Не разово, а на постоянной основе. То ли туалеты далеко, то ли дел много, не знаю. Но вот вы мужественно приняли такое решение. От того, что вы его приняли, ваши почки не станут вырабатывать меньше мочи, а ваше тело требовать меньше жидкости. Да, вы можете меньше пить. Но тогда ваша кожа начнёт сохнуть и стареть, токсины будут накапливаться в организме, вы станете испытывать слабость, сонливость, снижение концентрации внимания. За ваше ответственное решение заплатит ваш организм. Ну нет, говорите вы. Буду пить как обычно. Просто пореже бегать в туалет. Можно ведь потерпеть? Да, можно! Каждый из нас имеет подобный опыт. Что происходит в организме человека при накоплении жидкости в мочевом пузыре? Давление передаётся на почечную ткань, снижается секреция «первичной мочи», жидкость в организме задерживается, уходит в межклеточное пространство – возникают отёки. Плюс ко всему, страдает сама почечная ткань, начинает деградировать. Опять плохо.
Для чего, вы думаете, я так подробно вам описываю физиологию процесса? Для того, чтобы наглядно показать, что точно такие же процессы происходят, когда вы удерживаете свои эмоции, пытаетесь испытывать одни и не испытывать другие.

Эмоции образуются в человеческом мозге вне зависимости от нашей воли. Это психофизиологический факт, который вы не можете отрицать. (Вы его можете, конечно, отрицать. Но это аналогично отрицанию Дарвиновской теории эволюции). Они живут, требуют своего выхода, реализации и отреагирования.
«Глупость какая!» — возразите мне вы. «Что же, любую возникшую эмоцию мне теперь отреагировать? Это же паноптикум, Бедлам и маразм в одном флаконе!»
Нет конечно же. Зачем я стану предлагать вам заведомо абсурдный алгоритм поведения. В этом и отличие человека разумного от животного, что мы можем управлять своими эмоциями. Регулировать степень их выраженности, отсрочивать проявление эмоции.
Почему не все это делают? Потому что большинство людей не отдают себе отчёт в том, какие эмоции они испытывают в данный момент времени. А как можно управлять тем, чего «не чувствуешь»?
Не верите? Предлагаю следственный эксперимент: отложите на минуту чтение и прислушайтесь к самому себе. Что вы испытываете в данный момент времени? Разделите ваши ощущения на три категории:

  • Что я думаю?
  • Что я чувствую?
  • Что я ощущаю телесно?
  • Как у вас со вторым пунктом? Есть ли какие-то чувства, кроме слова «нормально»? Не нашли – гуглите «словарь эмоций» и попробуйте перевод со словарём.

    Что же происходит с человеком, который не проявляет своих чувств, сдерживает их?
    Чувство невысказанное и неосознанное уходит в тело – эту аксиому высказал ещё в 20-е годы XX века В. Райх. В медицине существует огромный раздел под названием «психосоматические заболевания». Там и язвенная болезнь, и ишиас, и анорексия и множество других. Боли с спине, сердце, суставах, даже некоторые онкологические заболевания – все они имеют психологический компонент. И опять это не досужие домыслы дилетанта. Мои слова имеют подтверждения в серьёзной научной литературе, медицинских учебниках и исследованиях.

    Для чего я говорю вам об этом, уважаемые руководители?
    Для того, чтобы вы осознали, что управление своими чувствами – это не только залог успеха на работе, достижения новых результатов, карьерного роста. Это не только успех в управлении другими людьми, их мотивирование и побуждение к творчеству. Это ещё и просто здоровая (в прямом смысле слова) и счастливая жизнь.

    Что сделать? Какие первые шаги?
    Позвольте дать вам совет – начните просто отмечать те эмоции и чувства, которые вы испытываете в данный момент времени. Найдите «словарь эмоций» и каждый вечер проводите аудит:
    «Утром, во время кофепития с Леночкой я испытал радость, лёгкое волнение и азарт»;
    «Днём, когда я разговаривал с Петровым я испытал разочарование и лёгкое раздражение»;
    «Вечером, на ковре у руководителя я испытал страх, вину и злость за несправедливость его слов».
    Вторым шагом станет контролируемое выражение своих эмоций: раздражение перевести в лёгкое раздражение, злость перевести в раздражение, Ярость перевести в злость.
    Попробуйте, и вы увидите, что ваша жизнь измениться в лучшую сторону.

    Так, а при чём же была Ярость в самом начале текста?
    Ярость – это сильное чувство. Она разрушает не только людей вокруг, но и самого носителя. Ярость существует, но ею можно управлять. Ярость нельзя скрывать – она разорвёт человека изнутри. Ярость чревато выражать – она разрушит отношения с другими. Единственным выходом будет управлять своей Яростью – переводить её в сильную злость. Злость, в отличие от Ярости, поддаётся контролю в момент её выражения.

    Мне есть что ещё сказать по этому поводу. Поэтому: продолжение следует…