Нет человека, который бы не слышал про то, что на тренингах чему-то учат, что-то рассказывают, раскрывают секреты, воодушевляют на достижения.
Тренинг – активная форма обучения. Хороший тренинг всегда содержит в себе упражнения, дискуссии, ролевые игры. Эти инструменты позволяют участнику не только узнать новую информацию – это можно сделать и на лекции или семинаре, — но и попробовать новое знание на практике, посомневаться, поспорить с тренером или коллегами. Это необходимо для того, чтобы выработать свой стиль применения новой технологии. Такой способ обучения максимально подходит именно для взрослых людей. Взрослые имеют свою точку зрения, жизненный опыт, склонны сомневаться и проверять новое «на зуб». Лучше всего новая информация усваивается через действие. Исследования психологов доказали, что активное использование нового знания повышает вероятность его запоминания в 3-4 раза. Как правило, через 2 недели после лекции сохраняется в памяти всего 5-7% информации. После тренинга уровень остаточного знания через 2 недели достигает 20-30%. Помимо этого, тренинг позволяет опробовать новое знание и начать формирование умения. Представьте, что вы сели на велосипед после 20-летнего перерыва и поехали безо всякого сомнения – это и есть умение.
Тренинг в переводе – простая тренировка, как в спортивном зале. И даже слово это вошло в лексикон из спортивной среды.
Выделяют два вида тренингов – навыковые (бихевиоральные) и проблемные (исследовательские).
Основная задача навыкового тренинга – научить участника какому-то новому и достаточно простому навыку. Например, правильно здороваться с покупателем, задавать верные вопросы для выяснения потребности, использовать техники преодоления возражений в продаже. Этот навык нужен сотруднику для эффективного выполнения своей работы. Как правило, у тренера есть готовый вариант структуры и техники, которые он отрабатывает с участниками. Задача опытного тренера помочь участникам преодолеть своё сопротивление новому, успеть попробовать с каждым участником новые приёмы, дать обратную связь. Для таких тренингов бывает достаточно 8 или 16 часов (используется школьная система – час равен 45 минутам), в результате которых каждый участник гарантированно изучит навык, опробует его в игровых ситуациях, преодолеет собственные сомнения в отношении эффективности этих приёмов.
Проблемный тренинг гораздо сложнее, но эффективность его для участников и компании гораздо выше. Суть данного вида тренинга в том, что тренер вместе с участниками пытается обнаружить причину неэффективности работы, затем совместно найти правильный и более действенный алгоритм действий, попробовать его в «лабораторных» условиях с участниками, откорректировать, при необходимости. В чём ключевое отличие такой работы в группе от навыкового тренинга? В очень большой степени вовлечённости всех участников, в искреннем желании сделать лучше, в разработке реального работающего инструмента, который подходит именно для этой компании, именно для данного вида продукции, услуг.
Поскольку процесс создания нового требует времени, то такие тренинги не бывают короче 16 часов. В некоторых случаях они могут делиться на модули, по 16 часов в каждом модуле.
Организация совместно с консультантом выбирает, для каких процессов, задач, сотрудников больше подойдут простые навыковые программы, а для каких более сложные и глубокие проблемные.